Приёмы езды по зимнему бездорожью

Приёмы езды по зимнему бездорожью

Со снежным бездорожьем встречаются не только рыбаки и водители внедорожников. Зимний офф-роуд – это вещь знакомая абсолютно каждому российскому жителю. И нравится нам или нет, нам приходится порой ездить по снегу. Сегодня, правда, речь пойдет не о том укатанном снежке, который фактически превратился в белый лед, а о «диком» снеге, который лежит в полях, лесах, при подъезде к даче, иногда на обочинах и во дворах.

Вообще говоря, автомобили не предназначены для езды по снегу. По нему можно передвигаться на лыжах, на гусеницах или, в крайнем случае, на огромных шинах сверхнизкого давления, так что, если есть возможность по снегу не ехать, не едьте.

Шины

Как бы банально это ни звучало, но для снега нужны зимние покрышки. Не грязевые и не всесезонные M+S (Mud+Snow), а именно зимние. Желательно шипованные.

Протектор внедорожных шин в этом случае абсолютно бесполезен. Крупные твердые ламели грязевой резины предназначены для того, чтобы пробить вязкую или жидкую грязь и зацепиться за более или менее рыхлое основание. Снег вроде как тоже рыхлый. Но, буксуя, шины нагреваются. В грязи это особого значения не имеет, а вот снег начинает таять и превращаться в воду, тем самым смазывая себя и делая покрытие более скользким. Еще хуже, если мороз достаточно крепкий и эта вода, тут же замерзая, превращается в лед. Таким образом, немного побуксовав, колеса оказываются в ледяных лунках, за которые грязевой резине просто нечем зацепиться. Универсальные шины в этом плане лучше, но тоже далеки от идеала. Так что на зиму берем только зимние шипованные шины.

Даже если вы не забуксуете, снег под весом машины будет сильно спрессовываться и превращаться в белый лед, а шипы и множество мелких ламелей на зимней резине лучше всего цепляются за микроскопические шероховатости льда.

Давление

Многие ошибочно считают, что зимой давление в шинах нужно держать чуть пониже для большего пятна контакта, но, как это ни странно, в снегу все-таки лучше немного перекачать колеса, чем недокачать. Почему?

Как известно, чем ниже давление в шинах, тем проще оно накатывается на препятствие (снижение давления в шинах сильно увеличивает проходимость на грунте), но снег это рыхлая субстанция, и нам нужно на него не накатываться (все равно ехать по поверхности снега, как на лыжах, не получится), а закапываться в него для того, что поскорее достичь твердой поверхности. А чтобы быстрее закапаться, нам нужна сила давления, которая зависит от веса машины и площади контакта шин с поверхностью: чем меньше площадь, тем выше давление. А чуть перекаченные шины как раз делают пятно контакта меньше. И вообще, если есть возможность, на зиму лучше купить резину поуже.

По сугробам

Существует всего два способа движения по снежной целине на автомобиле. Первый из них - это хорошенько разогнавшись, проскочить участок с глубоким снегом по инерции, надеясь, что машине хватит скорости, и она не успеет провалиться. Второй – медленно, но верно, пробивать себе колею, двигаюсь вперед-назад.

Первый способ может оказаться быстрее, если проскочить удастся, но вопрос в том – удастся ли? Если нет, то непонятно, насколько далеко заедет автомобиль и как долго потом придется его откапывать. Впрочем, если снежный участок небольшой, то есть смысл попробовать преодолеть его ходом. Только желательно сначала убедиться, что под снегом нет ничего опасного (пеньков, бетонных блоков или остатков забора).

Если же снежный участок – это поле, то преодолевать его ходом - затея сомнительная. Потому как, когда вы остановитесь, начнете поворачивать или просто потеряете ход и провалитесь, очень долго придется выкапывать автомобиль или вообще идти за трактором. Поэтому в этом случае лучше двигаться не спеша, потихоньку пробивая колею.

Чтобы легче было прокладывать колею, нужно работать рулем влево-вправо на четверть оборота. И делать это постоянно, даже в поворотах. Кстати, поворотов надо избегать, а если и делать их, то очень-очень плавно. В противном случае автомобильные колеса будет прокладывать уже четыре колеи, а не две (задние-то колеса пойдут по другим траекториям). Если машина начинает буксовать и перестает двигаться вперед, ни в коем случае не буксуйте – так можно сесть на брюхо – включайте заднюю передачу и по своей же колее откатывайтесь назад на полкорпуса-корпус. Таким образом, вы утрамбовываете снег в колее, получаете твердую основу под колесами и можете снова двигаться вперед. Продвинулись вперед насколько получилось и снова не буксуйте, не пытайтесь поддать газку, а включаете заднюю передачу и откатываетесь назад. Так, двигаясь назад-вперед, можно очень уверенно пробивать колею в глубоком снегу. Главное в этом деле терпение, а не мощность двигателя.

По льду

Движение по льду отличается от движения по снегу и асфальту. При этом надо понимать, какой лёд под колесами: лед рек и озер, гололед, ледяная дорожка, растаявший снег, уплотнившийся до состояния льда или лед при температуре около ноля градусов, покрытый водяной пленкой. Последний очень скользкий и без шипов на нем крайне опасно.

Но в любом случае на льду нельзя совершать никаких резких движений: ни рулем, ни педалями. Все делаем очень плавно, скупо, как будто везем стекло. Иначе теряем управление. Если все-таки так получилось, что руль вывернут в сторону поворота почти до упора, а машина продолжает скользить прямо, откажитесь от инстинктивного доворота руля в сторону поворота. Единственный способ вновь получить управление над машиной – выставить колеса в менее вывернутое положение и не слишком сильно нажимать на тормоз, нагружая таким образом передние колеса. Как только шины схватились, можно плавно довернуть руль и «заправить» машину в поворот под ровным газом. Плавные движения заставят машину хоть нехотя, но откликаться.

Прочитайте отзывы на свой автомобиль

Оцените стоимость вашего авто

Советы начинающим «перегонщикам»

Советы начинающим «перегонщикам»

В девяностые смышленые ребята промышляли перегоном авто из бывшей ГДР. Вот и я был среди этих разбитных парней. Там от вазовских девяток избавлялись с удовольствием, как с постыдным прошлым, а у нас...

Читать полностью
Как мы вернули деньги за ворованный автомобиль

Как мы вернули деньги за ворованный автомобиль

Эта история произошла в далеком 95 году на автомобильном рынке в немецком городе Ессен. С самого раннего утра рынок оживает, начинается заезд автомобилей, и собирается толпа в надежде ухватить выгодный...

Читать полностью
Аптечка в машине: какие бывают и что, если ее нет или они просрочена

Аптечка в машине: какие бывают и что, если ее нет или они просрочена

По Правилам Дорожного Движения в машине всегда должны быть аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. И если с последним у большинства проблем нет — купил и забыл, у него ведь нет срока годност...
Читать полностью