5 мифов о зимнем вождении

5 мифов о зимнем вождении

Скоро ноябрь, а в ноябре ночные заморозки будут не чем-то из ряда вон выходящим, а вполне себе регулярным явлением. Управление автомобилем в зимнее время может стать серьезной проблемой. По радио по утрам и вечерам будут говорить: «Осторожно, на дорогах гололедица!». Это так. Но что такое гололедица? Гололедица – дословно голый лед. Но не может он быть повсюду. Тут почистили, там посыпали, тут сухой асфальт, а тут мерзлый, присыпанный снегом. Но бывают и опасные места.

Обычно на поворотах, спусках, перекрестках и светофорах скользко, потому что машины в этих местах снижают скорость и, как говорят, раскатывают снег и лед (помните, как в детстве мы раскатывали ледяные дорожки и снежные горки?). Может на дороге встретиться белый лед – это, проще говоря, укатанный снег. В основном он там, где дороги не чистят совсем: во многих небольших городах, селах, на проселочных дорогах и так далее. Самый коварный лед – черный. То есть на самом деле он прозрачный, поэтому кажется, будто под колесами асфальт (в этом его коварство), а начинаешь тормозить, и сердце ёкает. Такой лед встречается на эстакадах, мостах, въездах/выездах из туннелей и на трассах, где лес сменяется полем и наоборот. Такие места нужно вовремя замечать и определять. Благо, определить их несложно. Пару раз нажмите на тормоз. Если машина «клюнула», значит, сцепление есть, а льда нет – все ок. Если нет – под колесами лёд. Еще один верный признак гололедицы – стрекот АБС.

И тут поподробнее - система ABS и ESP (первая отвечает за то, чтобы колеса не блокировались при торможении, вторая – за то, чтобы автомобиль не заносило и не сносило – за поперечную устойчивость). Летом на сухом асфальте их работу удается почувствовать не так часто, а вот на мокрой дороге и льду даже на невысоких скоростях эти системы начинают время от времени вступать в работу. И тут важно понимать две вещи. Первая – электроника помогает только на начальной стадии проблемы, то есть когда водитель немного ошибся. Если машину уже несет, электроника не поможет.

Вторая вещь, которую нужно зарубить на носу, электронные помощники помогают, когда у шин есть сцепление. А гололедица это как раз явление, когда этого сцепления нет. АБС, конечно, поможет сохранить машину более или менее управляемой, а шины не уйдут на «юз», но тормозной путь в этом случае увеличится. Система ESP может только помочь предотвратить занос, но никак не избавляет вас от него (тем более в гололед). Вывод, который напрашивается сам собой – на электронику надейся, а сам не плошай.

Помимо электронных помощников, многие из нас думают, что полный привод зимой – это панацея. Некоторые даже не считают нужным переобуваться в зимнюю резину, ведь у них же «четыре-вэ-дэ», а реклама говорит нам о том, что с полным приводом все двери открыты, все вершины достижимы и вообще с ним у тебя полная свобода действий и абсолютная уверенность на дороге. В чем-то маркетологи правы. Автомобили внедорожники хороши в снегу, на скользком подъеме, в грязи, да и, объективно говоря, любой вездеход и полноприводник на льду разгоняется быстрее и увереннее моноприводной машины. Разгоняется – да, но не тормозит. В торможении у внедорожников нет никаких преимуществ, а скорее даже наоборот – они тяжелей, центр тяжести у них выше, а инерция больше – остановить их сложнее. Еще один «скользкий» момент полного привода заключается в том, что, с одной стороны, такому автомобилю сложней уйти в занос, с другой - если уж занесло, то вывести полноприводник из заноса намного тяжелее, чем передне- или заднеприводные машины.

И раз уж мы заговорили о том, что переобувать нужно не только легковушки, но и внедорожники, то давайте сразу определяться, во что переобувать. Ездить зимой на летней резине и всесезонке теперь запретили, поэтому варианта два: «шиповка» или «липучка». И тут надо понимать, что никакой «липучки», липнущей к снегу и льду на самом деле не существует. Это просто красивое слово, придуманное маркетологами. И, тем не менее, в мегаполисах, где дороги в большинстве своем свободны ото льда, есть очень много любителей нешипованной резины. Они говорят о том, что она тише и на асфальте держит лучше. Да. Но основное предназначение зимней резины в том, чтобы вовремя остановить автомобиль и потерять сцепление, как можно позже. Зимой, когда под колесами голый лед, не спасет ни та, ни другая резина, но шипованная резина значительно увеличит шанс зацепиться.

Видите ли, может быть так, что по пути на работу у вас под колесами будет всегда асфальт, а лед появится лишь дважды перед светофорами. Но по статистике именно в таких местах большинство аварий и случается. Как мы говорили вначале, льда везде быть не может, поэтому создается впечатление, что шипованная резина не нужна, но и одного попадания на скользкий участок может быть достаточно. И должен вам сказать, что слухи о плохом поведении шипованной резины на асфальте слегка преувеличены. А если у машины хорошая шумоизоляция, то и характерный металлический гул не будет особо докучать. Хотите мое мнение? Зимой в России (по крайне мере, в большей ее части, за исключением разве что Волгограда, Краснодара, Крыма и других южных регионов) у всех должна быть только шипованная резина. Неважно, в Москве вы или в Анадыре. Однажды лед встретится, и вы пожалеете, что не выбрали шипы.

Ну и напоследок о манере вождения. Теплый салон автомобиля, сиденья и руль с подогревом создают ощущение, что ничего не изменилось – вам комфортно. Но вспомните, как вы ведете себя на морозе и льду, когда идете (пешком) в магазин? Вы немного скованы, стараетесь быть осторожным, никаких лишних и резких движений. То же ощущение должно присутствовать и при зимнем вождении. Повороты руля при обгонах, перестроениях, прохождении поворотов и других маневрах должны быть очень плавными и всегда минимально возможными. Рулите как бы нехотя, скупо. С педалями газа и тормоза обращайтесь аналогично. Резкое нажатие на педали приведет к резкому перераспределению веса между передней и задней осью, а продольные и поперечные ускорения автомобиля зимой почти синонимы к словам снос и занос. Однако запомните: если машину занесло, то движения рулем должны быть молниеносными (сначала в сторону заноса, потом сразу же обратно) – смотрите не перепутайте!

Прочитайте отзывы на свой автомобиль

Оцените стоимость вашего авто

«Не бит, не крашен»

«Не бит, не крашен»

Мой приятель решил приобрести себе хороший породистый автомобиль. Выбор пал на подержанный Porsche Cayman. Подобных машин на рынке очень мало, а если и появляются объявления о продаже, то такие автомобили...

Читать полностью
Как продать машину за 30 минут

Как продать машину за 30 минут

Недавно решила купить подержанную машину, и начала штудировать различные тематические сайты с продажами. И наткнулась на очень интересное объявление, мимо которого просто невозможно было пройти.

Читать полностью
О продаже машины «в регион»

О продаже машины «в регион»

Недавно я наткнулся на грустную историю о том, как москвич пытался продать автомобиль год выпуска 1998 быстро, договорился с покупателем из региона, тот приехал в столицу, а оказалось, что машину уже ...

Читать полностью