Почему руль все-таки слева?

Почему руль все-таки слева?

Никогда не задумывались, почему руль у нас все-таки слева? Вопрос-то, на самом деле, интересный, а вариантов ответа на него великое множество. И в некоторых даже есть логика.

Во-первых, когда машин еще не было, моря уже вовсю бороздили корабли и расходились они левыми бортами (есть даже у моряков такое выражение: «береги правый борт»), оттуда и переняли правостороннее движение. Кстати говоря, праворульные машины в России были, а вот левостороннего движения никогда не было: еще указом Елизаветы Петровны от 5 февраля 1752 года всё движение в Российской Империи должно было быть только правосторонним. Подобный указ спустя два года издавал и петербургский генерал-губернатор.

А вот вам еще одна теория, по которой в большинстве стран правостороннее движение. Смотрели когда-нибудь исторические фильмы, где рыцари на конях дуэль устраивали с длинными копьями? Вот. Какими боками они расходились? Левыми. А почему? Да потому что в левой руке они держали щит, которым прикрывались от врага, а в правой - копье, меч, дубину.

Но если с движением было все понятно, то вот руль даже на российском «Руссо-Балт» был правым. То есть при правостороннем движении руль располагался тоже справа (например, автомобили Дальнего Востока). Обосновывалось это тем, что, мол, повозки и люди от машины в основном справа, а значит, водитель должен быть ближе к правой обочине, чтобы можно было безопаснее мимо них проезжать.

Противники такого расположения руля говорили, что если руль расположить слева, то орудовать рычагами (а в то время и тормозить приходилось руками, так что рычагов могло быть и пять, и семь) правой рукой было бы намного удобнее, чем левой. Однако в таком случае, выходя из машины, водитель мог быть сбит идущим следом автомобилем или лошадью. А водителям тогда приходилось быстро выскакивать из-за руля, чтобы открыть дверь господину (обычные-то люди на машинах не ездили в Европе и России, только богатые). Поэтому долгое время, почти вплоть до окончания второй мировой войны руль у машин был справа. При этом рычаги управления нередко располагались справа от руля: либо снаружи автомобиля и тогда водителю приходилось высовывать руку, либо между рулем и дверью.

А чего же тогда люди пересели на леворульные машины после войны спросите? Да потому, что у американцев руль еще со времен Ford Model T был левым. В Америке в отличие от Европы богатые люди хоть и были, автомобиль (спасибо Генри Форду) можно было купить за 998 долларов, и хотя в то время столько же стоило полтора килограмма золота, человек среднего достатка мог себе его позволить. Водитель, как правило, ездил с кем-нибудь и, если нужно было выскочить за сигарами или свежим номером «Вашингтон Пост», это делал пассажир. И именно в расчёте на чаще выходящего пассажира Генри Форд сделал автомобиль леворульным (в США движение было тоже правосторонним). В Германии быстро оценили новшество американцев и приняли на вооружение. Хотя вся остальная Европа продолжала выпускать машины с правым рулем.

А в военные и послевоенные годы Европу заполонили американские машины и трофейные немецкие. Например, чехи перешли на производство леворульных машин еще во время немецкой оккупации, а итальянцы, оклемавшиеся одними из первых от послевоенной разрухи, сразу после войны приступили к производству привычных нам машин с левым рулем. Франция постепенно переходила на машины с новым расположениям руля. Так, одновременно производились старые модели с правым рулем, а новые с левым.

У англичан и стран-колоний Англии руль справа потому, что у них левосторонее движение (то есть логика такая же, как у нас, только сторона движения и руль перепутаны). Хотя, например, Канада быстро перешла на сторону всего мира. Долгое время единственной страной с правым рулем и правосторонним движением была Швеции, которая согласилась на левый руль только в 1967 году. И то эта мера была вынужденной: количество импортных леворульных машин превысило количество родных Volvo и Saab.

И тут у внимательных читателей может возникнуть резонный вопрос – почему в Японии-то руль слева, она же никогда не была британской колонией? Тут объяснений снова несколько. Одна история, как и в нашем случае, уходит корнями далеко в историю к самураям, которые скакали на резвых лошадях по горам и затыкали катану за пояс (на перевязи мечи не носили). Последние при этом выпирали с левого бока (чтобы правой рукой его удобней было выхватывать) на полметра. И, видимо, опасаясь зацепиться мечами на узких разъездах, самураи стали придерживаться левой стороны тропы. Потом, рубили головы самураи правой рукой, так что простые люди (крестьяне, ремесленники, торговцы) обходили самураев слева, чтоб те не дай бог не отрубили им голову сгоряча.

Помимо этого сыграло роль то, что тендер на строительство первой железной дороги в Японии, выиграли англичане, а они движение на свой манер сделали левосторонним. Потом эта же традиция и на обычные дороги перенеслась. Но это все довольно скучно, так что другая точка зрения мне нравится куда больше. Левосторонним автомобильное движение в Японии стало из-за того, что в двадцатые годы император купил себе Rolls-Royce (английский автомобиль), который, разумеется, был с правым рулем. А раз руль справа, движение слева.

Прочитайте отзывы на свой автомобиль

Оцените стоимость вашего авто

Советы начинающим «перегонщикам»

Советы начинающим «перегонщикам»

В девяностые смышленые ребята промышляли перегоном авто из бывшей ГДР. Вот и я был среди этих разбитных парней. Там от вазовских девяток избавлялись с удовольствием, как с постыдным прошлым, а у нас...

Читать полностью
Как мы вернули деньги за ворованный автомобиль

Как мы вернули деньги за ворованный автомобиль

Эта история произошла в далеком 95 году на автомобильном рынке в немецком городе Ессен. С самого раннего утра рынок оживает, начинается заезд автомобилей, и собирается толпа в надежде ухватить выгодный...

Читать полностью
Аптечка в машине: какие бывают и что, если ее нет или они просрочена

Аптечка в машине: какие бывают и что, если ее нет или они просрочена

По Правилам Дорожного Движения в машине всегда должны быть аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. И если с последним у большинства проблем нет — купил и забыл, у него ведь нет срока годност...
Читать полностью