Как выжить, когда ты пассажир?

Как выжить, когда ты пассажир?

Авария – вещь неизбежная. И, как я считаю, это одна из тех вещей, которая обязательно должна случиться не потому, что вы хреново водите, а для того, чтобы научиться водить еще лучше. У меня есть много что сказать по этому поводу, но начну я вот с чего.

Не у всех нас есть автомобили. Но все мы на них периодически ездим. Я, например, чаще в роли водителя, а моя жена пока всегда в роли пассажира. И сегодня мы поговорим – что необычно для меня – на серьезную тему. Как выжить, если ты пассажир? Рулит-то ситуацией водитель, твоя жизнь в его руках. Но не все так просто. Пару универсальных советов все же можно дать. Самое замечательное в них то, что неважно с кем и на чем ты едешь. Это может быть жёлтая рассыпающаяся и пахнущая, как свалка мира, «газелька», может быть черный мерседес с мигалкой, может быть такси, может быть машина друга, грохочущий пепелац бомбилы, с признаками того, что на нем ездил еще сам Адам, папина машина с папой же за рулем или автомобиль коллеги по работе, который решил подбросить вас до метро.

Смотри, куда садишься

Прозвучит банально, но перед тем как куда-то с кем-то ехать, присмотрись к водителю. Смех смехом, а упитых и накуренных или просто уставших особенно среди бомбил и таксистов ночью больше чем достаточно. Понимая, что совет этот хоть и полезен, но выполняться почти никогда не будет (никто не хочет казаться идиотом, разглядывая водителя - подумает еще, что ты сам ненормальный), перехожу непосредственно к месту посадки. Тут все логично, но разнообразно.

В примитивных российских машинах прошлого столетия, типа «шестерки» или «девятки» самым небезопасным будет сесть рядом с водителем спереди – при лобовом столкновении водитель инстинктивно отведет удар от себя и подставит противоположенный бок автомобиля. Лучше всего сесть сзади за водителем. В крайнем случае, за пассажиром (там есть подголовник и трехточечный ремень), посерединке - не самое хорошее место, так как, во-первых, там часто нет подголовников, во-вторых, ремень там, если и будет, то, скорее всего, двухточечный (поясной).

В машинах двадцать первого века, напичканных подушками безопасности, ремнями с преднатяжителями и крутыми подголовниками лучше сесть, наоборот, рядом с водителем – там максимально безопасно. Сзади лучше сесть так (по возрастанию опасности): за водителем, в середине, за пассажиром. Разумеется, сзади пристегиваться надо обязательно, в противном случае будет все равно шарахнуться головой о стойку, сиденье или вылететь через ветровое стекло на дорогу, выставив напоказ свои мозги.

Пользуйся тем, что есть

О пользе ремней все знают вроде бы, но по сей день кто-то ремень пропускает за спиной, кто-то вставляет заглушку, чтобы машина не пищала. Делайте, как хотите, но вот вам цифры: 85 человек из ста остались бы живы, будь они пристегнуты. Да, есть случаи, когда ремни мешают. Например, боковой удар - они не дают отклониться, но на высокой скорости, при перевороте или лобовом ударе, ремни задержат вас на земле.

Многие уповают на подушки безопасности, но без ремней безопасности они не просто бесполезны, а еще и опасны. Раскрывается эйрбэг от маленького взрыва и надувается со скоростью 300 км/ч по направлению к человеку. Прибавьте к этому скорость, на которой произошла авария, и прикиньте, хотелось бы вашей голове на такой скорости встретиться с весьма жесткой в момент столкновения подушкой безопасности?

Еще одна полезная вещь – подголовник. Эта штука придумана ни для того, чтобы удобней дремалось, а для того, чтобы после лобового удара или во время удара сзади голова могла в него упереться и не сломать шейные позвонки. Настроить подголовник и спинку сиденья надо так, чтобы нельзя было запрокинуть голову назад. Идеально, когда верхняя точка подголовника и макушка находятся на одном уровне, а затылок примерно в трех сантиметрах от него.

Не нервируй водителя

Вообще говоря, просто не нервируя водителя, можно здорово себя обезопасить и снизить риск ДТП. В случае с родным человеком нытье типа: «а скоро приедем?», «а долго еще осталось?», «а почему мы так медленно едем?» может заставить водителя прибавить газу, даже если это не очень безопасно, только, чтобы угодить уставшим близким.

В случае с таксистами и бомбилами лучше вообще молчать. Кто знает, что произошло у шофера вчера вечером? Может, от него жена ушла или его предал лучший друг? А может быть, мама болеет? И любое твое мирное «может, поедем быстрее» или «куда мы так спешим» может быть воспринято как «ты, идиот, не умеешь ездить!» А может этот человек был контужен в Афганистане, например, или страдает психическими отклонениями? Ничего смешного! Никто не запрещает сесть за руль таким людям, а почти треть россиянин психически не здорова, если считать невротические отклонения.

Авария неизбежна

Когда авария все-таки неизбежна и вот уже вся жизнь проносится перед глазами, постарайтесь все-таки вспомнить, что я тут написал. А еще лучше заучите эти правила и близким дайте почитать.

При лобовом ударе прижми подбородок к груди (при ударе, голову дернет вперед, и она обопрется на грудь, а потом откинет назад на подголовник), и упрись ногами в пол, а руками либо в панель, либо в переднее кресло.

При боковом ударе плавно, не отстегиваясь (это важно!) упади набок, если ты сзади. Если ты спереди, на колени к водителю упасть не получится, поэтому просто максимально отклонись от удара и ни в коем случае не упирайся ногами в дверь (перелома в таком случае не избежать), а лучше подожми их под себя.

Удар сзади - нужно упереться ногами в пол или переднюю панель (или переднее кресло, если ты сзади), а голову прижать к подголовнику, если он есть. Если подголовника нет, то сползи так, чтобы можно было упереться затылком в спинку сиденья.

При опрокидывании ни в коем случае не отстегивайтесь, лучше всего вцепитесь покрепче за что-нибудь неподвижное. Например, ручку двери или спинку переднего сиденья. Ручки на потолке, кстати, в таких случаях не очень надежны. Еще лучше при опрокидывании лечь горизонтально, как и в случае бокового удара.

При затоплении быстро откройте двери и окна, пока еще машина на поверхности. Если уже машина начала погружаться, окна и двери открыть не получится из-за большого давления снаружи. Тут важно не поддаться панике и ждать… ждать, пока салон машины не заполниться водой и не окажется воздуха. Только в этом случае будет возможность выбраться, глубоко вздохнув, открыв двери или разбив окно, и быстро всплыв.

В маршрутке

В маршрутке не стоит ни на секунду переставать думать о том, как ты будешь из нее спасаться. Во-первых, водители часто на маршруте по 12, 15 и 18 часов в сутки, а их физическое и эмоциональное состояние заставляет желать лучшего. Во-вторых, несмотря на то, что Форды, Мерседесы, Пежо и прочие микроавтобусы выглядят современнее «Газели», в плане безопасности пассажиров они недалеко от нее ушли. Подушек безопасности нет, так что спереди рядом с водителем – верная смерть. Безопаснее всего «поработать кондуктором» и сесть на места за водителем, которые установлены против хода движения. Так, при лобовом ударе вы автоматически упретесь в спинку. Во всех остальных случаях единственный способ остаться в живых – это обхватить руками спинку сиденья впереди или собственную сидушку.

Прочитайте отзывы на свой автомобиль

Оцените стоимость вашего авто

Советы начинающим «перегонщикам»

Советы начинающим «перегонщикам»

В девяностые смышленые ребята промышляли перегоном авто из бывшей ГДР. Вот и я был среди этих разбитных парней. Там от вазовских девяток избавлялись с удовольствием, как с постыдным прошлым, а у нас...

Читать полностью
Как мы вернули деньги за ворованный автомобиль

Как мы вернули деньги за ворованный автомобиль

Эта история произошла в далеком 95 году на автомобильном рынке в немецком городе Ессен. С самого раннего утра рынок оживает, начинается заезд автомобилей, и собирается толпа в надежде ухватить выгодный...

Читать полностью
Аптечка в машине: какие бывают и что, если ее нет или они просрочена

Аптечка в машине: какие бывают и что, если ее нет или они просрочена

По Правилам Дорожного Движения в машине всегда должны быть аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. И если с последним у большинства проблем нет — купил и забыл, у него ведь нет срока годност...
Читать полностью