Вариатор, робот, робот с двойным сцеплением, гидроавтомат или все-таки механика?

Вариатор, робот, робот с двойным сцеплением, гидроавтомат или все-таки механика?

Не будем сегодня лезть в технические дебри, а поговорим лучше с точки зрения обывателя о плюсах и минусах всех имеющихся на данный момент типах трансмиссии. В прошлом году больше половины всех машин, проданных в России, было с автоматическими трансмиссиями. Правда, статистика гребет вариаторы, разные роботы и гидроавтоматы под одну гребенку. Я же постараюсь в двух словах, но ясно объяснить преимущества и недостатки каждой трансмиссии.

Механика

Всем, у кого водительский стаж больше десяти лет, механика известна не понаслышке, так как в автошколе вы учились точно «на ручке». Многие также знают механическую коробку передач как самую быструю и экономичную трансмиссию. Но сегодня это уже не так. Современные многоступенчатые гидроавтоматы и двуступенчатые роботы опережают механику по обеим статьям. Однако кое-какие другие преимущества у механики все же остались.

Во-первых, механическая коробка передач – это самый доступный вариант. Любой автомат, какой бы вы не выбрали, будет стоить дороже. Во-вторых, механическую трансмиссию проще и дешевле остальных ремонтировать. И если уж говорить про ремонты, то механика почти всегда выигрывает у других трансмиссий по надежности и долговечности.

Робот с одним сцеплением

Раньше такие коробки передач встречались в России только на иномарках. Например, на Smart, на Opel Astra, на Fiat, на Peugeot. Сегодня их ставит на свои машины АвтоВАЗ. По-простому роботизированная трансмиссия представляет из себя обыкновенную механическую коробку, в которую установили электронный блок управления, который сам решает, когда нужно переключиться и дает команду управляющим механизмам на размыкание и смыкание сцепления.

Теоретически плюсы роботизированной коробки передач примерно следующие: надежность, как у механики, высокая ремонтопригодность, большой ресурс, требует меньше масла, чем, например, вариатор. Стоит дешевле остальных автоматических трансмиссий.

На деле же сцеплению часто приходит конец ещё до окончания гарантии. С роботом машина откатывается назад на склоне так же, как и с механикой. Роботизированные коробки предназначены исключительно для спокойной и размеренной езды. Если попытаться шустрить, коробка не будет успевать за вами, будет тупить и дергаться. На затяжных подъемах сцепление часто перегревается и коробка переходит в аварийный режим. В общем, энергичная езда с одноступенчатым примитивным роботом приносит только дискомфорт и раздражение.

Робот с двумя сцеплениями

У всех на слуху DSG, но есть ещё много аналогичных трансмиссий. Например, PowerShift у Ford. Недавно собственную роботизированную коробку передач с двумя сцеплениями начал устанавливать на свои машины концерн Hyundai-Kia.

Суть такой коробки в том, что у нее два сцепления. То есть пока включена одна передача, коробка уже готовит к включению следующую. Плюсы этой коробки в том, что переключения происходят за малейшие доли секунды. На обычной механике так быстро у вас не получится. Отсюда и выигрыш в динамике разгона. Плюс высокая экономичность и почти незаметные переключения.

Минусы таких трансмиссий в их плохой ремонтопригодности, недостаточной надежности и одновременно малом ресурсе по сравнению с обычной механикой дисков сцепления. Плюс бывают глюки в блоках управления, а за ремонт берутся далеко не все мастерские из-за очень большой сложности таких трансмиссий.


Вариатор

Весь кайф и основное преимущество вариатора в том, что он вообще избавляет от необходимости переключать скорости. Передаточные числа тут меняются плавно, а не ступенчато, как в остальных трансмиссиях. Как следствие этого – потрясающая плавность хода. Плюс вариаторы довольно экономичны, так как электроника почти всегда старается подобрать наиболее экономичное в данный момент передаточное соотношение.

Есть много разных вариаторов: клиноцепной, клиноременный и другие. Не будем разбираться в нюансах и тонкостях, скажу лишь, что все виды вариаторов требуют большого количества специальной трансмиссионной жидкости и тщательного контроля её уровня. Вариаторы требуют к себе бережного отношения, плохо относятся к пробуксовкам, большим крутящим моментам и высоким нагрузкам, так что хорошо подходят они только для малолитражек и компактных машин не больше среднего городского кроссовера типа Nissan Qashqai.

Что ещё можно сказать? С точки зрения потребительских качеств вариатор – идеальная трансмиссия, она не дает машине откатываться назад на склоне, плавная, экономичная и дешевле в ремонте и обслуживании, чем классический гидротрансформаторный автомат, но многим не нравится постоянный вой двигателя на одних и тех же оборотах и необходимость бережного отношения.

Традиционная гидромеханическая коробка передач

До сих пор, несмотря на появление вариаторов и роботов с двойным сцеплением, это самая распространенная из автоматических трансмиссий. Четерехступенчатые автоматы уже ушли в прошлое, почти все современные машины сейчас оснащают гидроавтоматами с шестью передачами. В самых современных автоматах количество передач доходит до десяти. По идее, чем больше передач, тем выше экономичность, но с другой стороны – чем больше передач, тем выше сложность. Так что это палка о двух концах.

Однозначно сказать о надежности такой трансмиссии нельзя, все зависит от производителя. Бывают коробки, которые ходят без ремонта не более 80 000 км, а бывают те, которые при хорошей эксплуатации доживают до 300 000 км. Можно лишь сказать об общей тенденции, которая заключается в увеличении количества передач. Это в свою очередь ведет к снижению надежности коробки и удорожанию ее обслуживания и ремонта.

Выводы

Для тяжелых автомобилей, внедорожников и очень мощных машин пока нет ничего лучше классического гидроавтомата. Вариатор отлично подходит для спокойных водителей и небольших не очень мощных машин. Роботизированные коробки с одним сцеплением достойны вашего внимания только в случае, если очень нужно две педали вместо трех, но на другие автоматические трансмиссии денег не хватает. Робот с двойным сцеплением однозначно рекомендуется к покупке всем, кто не собирается ездить на машине после окончания гарантии. Ну а механика, как вы понимаете, универсальна во всех отношениях, подходит для любой машины и для любого водителя, если только он не проводит очень много времени в пробках.

Прочитайте отзывы на свой автомобиль

Оцените стоимость вашего авто

Пропавший без вести

Пропавший без вести

Мы продолжаем публиковать забавные истории клиентов CarPrice. Сегодня свою историю расскажет Илья Машкин, который, волей случая, был на грани ареста. А началось все с невинного выезда на природу.
Читать полностью
18 кабриолетов и родстеров с пробегом дешевле миллиона

18 кабриолетов и родстеров с пробегом дешевле миллиона

Для многих россиян кабриолет – это признак роскоши. Кабриолет почти никогда не бывает в семье единственной машиной. Кабриолеты красивы, но крайне непрактичны. И все же. Те, кто ловит кайф от жизни, те...
Читать полностью