Вариатор, робот, робот с двойным сцеплением, гидроавтомат или все-таки механика?

Вариатор, робот, робот с двойным сцеплением, гидроавтомат или все-таки механика?

Не будем сегодня лезть в технические дебри, а поговорим лучше с точки зрения обывателя о плюсах и минусах всех имеющихся на данный момент типах трансмиссии. В прошлом году больше половины всех машин, проданных в России, было с автоматическими трансмиссиями. Правда, статистика гребет вариаторы, разные роботы и гидроавтоматы под одну гребенку. Я же постараюсь в двух словах, но ясно объяснить преимущества и недостатки каждой трансмиссии.

Механика

Всем, у кого водительский стаж больше десяти лет, механика известна не понаслышке, так как в автошколе вы учились точно «на ручке». Многие также знают механическую коробку передач как самую быструю и экономичную трансмиссию. Но сегодня это уже не так. Современные многоступенчатые гидроавтоматы и двуступенчатые роботы опережают механику по обеим статьям. Однако кое-какие другие преимущества у механики все же остались.

Во-первых, механическая коробка передач – это самый доступный вариант. Любой автомат, какой бы вы не выбрали, будет стоить дороже. Во-вторых, механическую трансмиссию проще и дешевле остальных ремонтировать. И если уж говорить про ремонты, то механика почти всегда выигрывает у других трансмиссий по надежности и долговечности.

Робот с одним сцеплением

Раньше такие коробки передач встречались в России только на иномарках. Например, на Smart, на Opel Astra, на Fiat, на Peugeot. Сегодня их ставит на свои машины АвтоВАЗ. По-простому роботизированная трансмиссия представляет из себя обыкновенную механическую коробку, в которую установили электронный блок управления, который сам решает, когда нужно переключиться и дает команду управляющим механизмам на размыкание и смыкание сцепления.

Теоретически плюсы роботизированной коробки передач примерно следующие: надежность, как у механики, высокая ремонтопригодность, большой ресурс, требует меньше масла, чем, например, вариатор. Стоит дешевле остальных автоматических трансмиссий.

На деле же сцеплению часто приходит конец ещё до окончания гарантии. С роботом машина откатывается назад на склоне так же, как и с механикой. Роботизированные коробки предназначены исключительно для спокойной и размеренной езды. Если попытаться шустрить, коробка не будет успевать за вами, будет тупить и дергаться. На затяжных подъемах сцепление часто перегревается и коробка переходит в аварийный режим. В общем, энергичная езда с одноступенчатым примитивным роботом приносит только дискомфорт и раздражение.

Робот с двумя сцеплениями

У всех на слуху DSG, но есть ещё много аналогичных трансмиссий. Например, PowerShift у Ford. Недавно собственную роботизированную коробку передач с двумя сцеплениями начал устанавливать на свои машины концерн Hyundai-Kia.

Суть такой коробки в том, что у нее два сцепления. То есть пока включена одна передача, коробка уже готовит к включению следующую. Плюсы этой коробки в том, что переключения происходят за малейшие доли секунды. На обычной механике так быстро у вас не получится. Отсюда и выигрыш в динамике разгона. Плюс высокая экономичность и почти незаметные переключения.

Минусы таких трансмиссий в их плохой ремонтопригодности, недостаточной надежности и одновременно малом ресурсе по сравнению с обычной механикой дисков сцепления. Плюс бывают глюки в блоках управления, а за ремонт берутся далеко не все мастерские из-за очень большой сложности таких трансмиссий.


Вариатор

Весь кайф и основное преимущество вариатора в том, что он вообще избавляет от необходимости переключать скорости. Передаточные числа тут меняются плавно, а не ступенчато, как в остальных трансмиссиях. Как следствие этого – потрясающая плавность хода. Плюс вариаторы довольно экономичны, так как электроника почти всегда старается подобрать наиболее экономичное в данный момент передаточное соотношение.

Есть много разных вариаторов: клиноцепной, клиноременный и другие. Не будем разбираться в нюансах и тонкостях, скажу лишь, что все виды вариаторов требуют большого количества специальной трансмиссионной жидкости и тщательного контроля её уровня. Вариаторы требуют к себе бережного отношения, плохо относятся к пробуксовкам, большим крутящим моментам и высоким нагрузкам, так что хорошо подходят они только для малолитражек и компактных машин не больше среднего городского кроссовера типа Nissan Qashqai.

Что ещё можно сказать? С точки зрения потребительских качеств вариатор – идеальная трансмиссия, она не дает машине откатываться назад на склоне, плавная, экономичная и дешевле в ремонте и обслуживании, чем классический гидротрансформаторный автомат, но многим не нравится постоянный вой двигателя на одних и тех же оборотах и необходимость бережного отношения.

Традиционная гидромеханическая коробка передач

До сих пор, несмотря на появление вариаторов и роботов с двойным сцеплением, это самая распространенная из автоматических трансмиссий. Четерехступенчатые автоматы уже ушли в прошлое, почти все современные машины сейчас оснащают гидроавтоматами с шестью передачами. В самых современных автоматах количество передач доходит до десяти. По идее, чем больше передач, тем выше экономичность, но с другой стороны – чем больше передач, тем выше сложность. Так что это палка о двух концах.

Однозначно сказать о надежности такой трансмиссии нельзя, все зависит от производителя. Бывают коробки, которые ходят без ремонта не более 80 000 км, а бывают те, которые при хорошей эксплуатации доживают до 300 000 км. Можно лишь сказать об общей тенденции, которая заключается в увеличении количества передач. Это в свою очередь ведет к снижению надежности коробки и удорожанию ее обслуживания и ремонта.

Выводы

Для тяжелых автомобилей, внедорожников и очень мощных машин пока нет ничего лучше классического гидроавтомата. Вариатор отлично подходит для спокойных водителей и небольших не очень мощных машин. Роботизированные коробки с одним сцеплением достойны вашего внимания только в случае, если очень нужно две педали вместо трех, но на другие автоматические трансмиссии денег не хватает. Робот с двойным сцеплением однозначно рекомендуется к покупке всем, кто не собирается ездить на машине после окончания гарантии. Ну а механика, как вы понимаете, универсальна во всех отношениях, подходит для любой машины и для любого водителя, если только он не проводит очень много времени в пробках.

Прочитайте отзывы на свой автомобиль

Оцените стоимость вашего авто

5 причин почему современные моторы ломаются чаще старых

5 причин почему современные моторы ломаются чаще старых

Поломка мотора сегодня – это почти катастрофа, потому что ремонт, как правило, выходит очень дорогим. То ли дело раньше, в девяностые – двигатели можно было починить при помощи молотка и крепкого слов...
Читать полностью
Как обманывают страховщики

Как обманывают страховщики

Одним весенним днем со мной приключилась беда – я попал в аварию. Все произошло очень быстро: я стоял в правом ряду и ждал зеленого света светофора, как услышал визг тормозов, а потом удар…вокруг меня...

Читать полностью
Какие документы нужны в ГИБДД при регистрации авто?

Какие документы нужны в ГИБДД при регистрации авто?

Купив новый или подержанный автомобиль, у счастливого автовладельца есть 10 дней на то, чтобы перерегистрировать машину на себя. О том, какие документы нужно иметь при себе, чтобы вас не развернули у ...
Читать полностью